Я
выскажу свою крамольную мысль,
Что все мы тренеры, в какой то степени
шарлатаны.
Человеческий организм - высшее и чрезвычайно сложное создание
природы,
И, несмотря на новейшие научные исследования, мы знаем о нем чрезвычайно мало.
Мне несколько раз приходилось готовить своих воспитанников к
главному старту сезона, по абсолютно
одинаковой схеме, которая казалась мне – единственно
правильной, и научно обоснованной.
Но, как это не странно, результаты были зачастую, совершенно
разными.
Скорее всего, мы лишь поверхностно
знаем о некоторых процессах, протекающих в организме человека.
И наша модель, подготовки спортсмена,
имеет общий, поверхностный характер, основанный на наших предположениях.
И как, и сколько раз, и на каком этапе
подготовки, и именно какое упражнение, делать, точно известно лишь господу Б-гу.
Некоторые мои знакомые тренеры, которые, с непередаваемым апломбом, заявляют, что
они знают абсолютно все, напоминают мне муху, которая сидя в
закрытой бутылке, рассуждает о вселенной.
Не надо, также забывать, что каждый индивидуум - неповторим, и
поэтому требует индивидуального подхода.
И поэтому главным, на мой взгляд, качеством тренера, является
искусство наблюдать, анализировать, и
делать правильные выводы.
Изучать и учиться у своих учеников.
Система подготовки, и каждое отдельное
упражнение в легкой атлетике, да и вообще в спорте, должно
преследовать конкретный результат, то
есть развитие какого либо компонента, способствующего улучшению
результата.
И если, как уже говорилось выше, при работе с начинающими
спортсменами,практически любые упражнения дают значительный эффект,
то с повышением квалификации спортсмена,
необходимо находить все новые и новые упражнения и средства, которые будут способствовать выходу на новый,
более высокий, функциональный и технический уровень подготовки.
Но нередко приходится наблюдать, как упражнение придумывается,
только лишь для того, чтобы
( простите за тавтологию ) … придумать
упражнение.
Особенно грешат этим преподаватели педагогических факультетов
физического воспитания.
Мне приходилось просматривать целые
альбомы с десятками и сотнями разнообразных упражнений,
добрая половина которых, на мой взгляд,
не могла принести никакого эффекта.
На всех этапах спортивной тренировки, обучение определенному
движению, желательно сочетать с упражнениями, которые ставят
спорсмена в строго определенные рамки, просто не позволяющие
выполнить упражнение неправильно.
Это намного рациональнее, бесчисленного количества объяснений и
показов (как надо делать это движение), эффективность которых очень незначительна,
или вообще отсутствует.
Объясню свою
мысль на простом примере -
Когда-то, в спортивном зале, где я
работал зимой, высокое начальстворешили складировать очень дорогие кресла для нового
клуба.
И мне пришлось работать в маленьком зале,
где не было мат
ов для пр
иземления.
И тут, мы нашли оригинальный выход из положения –
запрыгивать
на теннисный стол,
который мы
взгромоздили на брусья.
Поверх стола мы уложили обычный, гимнастический мат.
И так мы прыгали всю зиму
.
<<< (щёлкни по фотографии )
Когда же мы вышли на стадион, то я с удивлением
заметил, что все мои ученики перестали, как мы говорим, “валиться” в отталкивании,
и прыгали вертикально вверх.
Врезаться в теннисный стол, пусть даже покрытый гимнастическим
матом, было не совсем приятно.
Принцип подбора упражнений очень прост.
Упражнение должно Р А Б О Т А Т Ь
, то
есть
ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ
на организм спортсмена, и желательно, в нужном
нам
направлении.