В этом процессе тренер и спортсмен выступают как соавторы, где тренер является носителем определенной творческой концепции воспитания атлета, а ученик является выразителем идей своего учителя.
Под, учебно-тренировочным процессом, понимается двухсторонний, творческий, педагогический процесс развития определённых качеств человеческого организма, как физических и технических, так и физиологических и психологических, которые в сумме должны обеспечить достижение желаемого спортивного результата.
в современном спорте, без преувеличения можно сравнить с
Сизифовым трудом. Изо дня в день, атлет обречен, тащить на себе тяжелую ношу
физических и психологических нагрузок, которые растут изо дня в
день, и стоит лишь немного оступиться, как все то, что с таким трудом было
создано, разваливается как карточный домик.
С философской точки зрения, учебно-тренировочный процесс - это постоянное, искусственное и сознательное изменение условий жизнедеятельности спортсмена, приспособление к которым, позволяет достичь всех тех качеств, о которых говорилось выше.
Адаптационные возможности человеческого, и в частности детского организма поистине безграничны, и при правильном их использовании, позволяют направить развитие организма в нужное русло. Но с повышением тренированности спортсмена, все труднее и труднее находить тренировочные средства способные вызывать адаптационные реакции организма.
Дилемма оптимизации тренировочного процесса, состоит в том, что, каждый раз для выхода на новый качественный уровень функциональной подготовки, требуется введение в тренировочный процесс новых, более "острых" раздражителей (тренировочных средств), находящихся в околопредельной зоне адаптационных возможностей организма, с одной стороны. И увеличивающаяся опасность травматизма, при входе в запредельную зону человеческих возможностей, с другой стороны.
Искусство же тренера, как раз и заключается в том, чтобы, при максимально интенсивном тренировочном процессе, не перейти ту грань, за которой начинаются травмы.
Необходимо учитывать, что подготовка спортсмена международного класса, это не пять, или шесть часов проводимые в спортивном зале или на стадионе, а в определенной степени, изменение мировоззрения и всего жизненного уклада человека.
В связи с этим, на первое место в учебно-тренировочном процессе, следует отнести формирование личности спортсмена, так как только сильная и целеустремленная личность способна пройти через все " розы и тернии " на долгом пути спортивного совершенствования.
Формирование личности, это, прежде всего, воспитание самостоятельности, то есть способности анализировать и принимать решения в трудных ситуациях. И поэтому не разумно оберегать будущего спортсмена от экстремальных ситуаций и трудностей. Иногда их надо, даже создавать искусственно.
Еще, Суворов говорил – Тяжело в учении – легко в бою.
Спортсмен, выращенный в тепличной обстановке, никогда не сможет победить в соревнованиях, где собираются равные по классу соперники.
Спортсмен, который не умеет принимать самостоятельных решений, обречен на провал при малейшем отклонении от привычной обстановки.
И мастерство тренера, как раз и заключается в том, чтобы вырастить ученика не послушной, бездушной машиной, а сильной, независимо мыслящей, творческой личностью, которая наравне с тренером участвует в оптимизации учебно-тренировочного процесса,
Но в тоже время, самостоятельно несет, нелегкое бремя психологической нагрузки, во время соревнований.